Мобилизация организма и концентрация внимания у учеников при помощи угрозы получения ранения от оружия на примере 5 базовых упражнений дзюнан-тайсо.
Как известно, человек в минуты опасности способен совершать многие вещи, которые в обычном состоянии оказываются для него недоступны – к примеру, перепрыгнуть высокий забор или широкую канаву, поднять автомобиль или висеть на карнизе дольше обычного. То же можно сказать и о концентрированном сознании, которое, как известно, «пронзает камень». Первое, чаще всего, происходит непреднамеренно, второе постепенно развивается в ходе разнообразных практик и упражнений, об одном из видов которых и пойдет речь в этой статье.
На начальном этапе обучения еще с древних времен ниндзя использовали меч и другое боевое оружие для создания потенциальной угрозы и мобилизации сил и повышенной концентрации при упражнениях развивающих гибкость и подвижность. Конечно, степень опасности могла варьироваться от небольшого риска до реальной угрозы жизни – все зависело от того, какую цель преследовал учитель и от уровня развития самого ученика.
Если с мобилизацией сил нам все более или менее ясно – она проистекает пропорционально степени риска (правда, далеко не всегда), то о концентрации стоит поговорить чуть подробнее. Концентрация, или сосредоточение на упражнении, дает возможность выполнять его более плавно, медленно, качественно прорабатывая задействованные в упражнении мышцы и связки. Упражняющийся не может резко разогнуться, привстать или вообще прекратить упражнение – иначе он получит жесточайшую травму. Ключ к правильному исполнению упражнений – правильное, спокойное и ритмичное, дыхание. Внимание фиксируется не только на самом упражнении, но и на оружии, что не позволяет посторонним мыслям проникать в сознание практиканта. Конечно, сейчас подобные упражнения выполняются только с согласия учеников.
Ниже представлены пять упражнений дзюнан тайсо, выполняемых с небольшой долей риска. Надеемся, они помогут вам разнообразить свой тренинг и сделать его более эффективным.
Упражнение 1: наклон вперед сидя, ноги сведены. На фото. 1-3, Масааки Хацуми наступает сидящему исполнителю (Юкио Ногути ) на носки сведенных и выпрямленных перед собой ног и захватывает при помощи крюка кама-яри куртку его кимоно на спине, заставляя наклониться ниже, при этом постаравшись оставить позвоночник выпрямленным. Юкио Ногути выполняет это и захватывает ладонями пятку Хацуми.
Упражнение 2: наклон вперед, сидя в шпагате На фото. 4-12 – шпагат с наклоном вперед, выполняемый под угрозой укола мечом. Два ассистента помогают сенсею раздвинуть и удерживать ноги занимающегося под необходимым углом, в то время когда сам Масааки Хацуми несильно колет острием меча в спину исполнительницы, заставляя ее сильнее прогнуться вперед и застыть на несколько секунд в таком положении. В противном случае – неминуемая травма от острия меча. На фото.12 – усложнение упражнения за счет вытягивания рук исполнительницы вперед по направлению наклона.
Упражнение 3: наклон вперед, сидя в позе «бабочки» Еще одно важное упражнение для развития гибкости паховых мышц и связок – т.н. «бабочка» или «тронная поза» в варианте ниндзя выглядела следующим образом – фото. 13-20. Два ассистента при помощи шеста бо надавливают на ноги упражняющегося таким образом, чтобы добиться максимально возможной амплитуды растяжки. Стоящий сзади сенсей Хацуми располает лезвие своего меча вдоль позвоночника занимающегося и прижимает его вниз. Таким образом практикующий не может разогнуться до тех пор, пока его не отпустит сенсей – иначе он получит серьезный порез.
Упражнение 4: прогиб назад, сидя со сведенными коленями На фото. 21-25 показано упражнение, направленное на растягивание передней части бедра и коленных связок. Сенсей Хацуми заставляет медленно ложиться исполнителя (Тэцудзи Итидзука) на спину, при этом сохраняя заданное положение ног, угрожая ему уколом острия меча в область глаз. Сенсей фиксирует конечное положение на несколько секунд.
Упражнение 5: Прогиб назад из положения стоя («мостик») Выполнение упражнения аналогично предыдущему, но исполнитель начинает прогибаться назад из положения стоя. Сенсей продолжает приближать конец меча к глазам исполнителя, пока он не станет на руки в позу «мостик». Когда позиция занята, Масааки Хацуми фиксирует его при помощи укола острием меча в подчелюстную область – никаких быстрых изменений ученик не может проделать из-за того, что в противном случае травма – неизбежна – фото. 26-31.