Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

Дэнсё

 

Каким был меч ниндзя?

(полная версия главы из книги В.В. Момота
«Традиционное оружие ниндзя», 2-е издание, 2005 год).
 
В последнее время, в вышедших на русском языке книгах, посвященных японскому оружию вообще и мечу в частности, неискушенный читатель может натолкнуться на ставший уже расхожим «штамп» относительно меча ниндзя – дескать, «не было в нем ничего причудливого», «был он не прямой, а изогнутый, только немного короче обычного катана» и т.д. и т.п.
 
Например, возьмем, в общем-то очень неплохую книгу К.С. Носова «Вооружение самураев», на первых же страницах (!) которой автор пишет о мече ниндзя следующее: «…Так называемый меч ниндзя (ниндзя-то), этакий уникальный прямой меч с огромным количеством дополнительных приспособлений, на самом деле не существовал в средневековой Японии. Это всего лишь голливудская выдумка! Ажиотаж вокруг меча подогревается испанскими фирмами, завалившими все сувенирные магазины Москвы и других крупных городов России различными вариантами ниндзя-то». То, что автор вынес этот пассаж в предисловие, говорит о том, что этому своему «открытию» он придает довольно большое значение, хотя не совсем ясно, почему – ведь книга посвящена совсем другому – и о других видах оружия и снаряжения ниндзя в книге вы не встретите не слова… Примерно то же самое мы можем прочитать сейчас практически в любой книге или статье, посвященной ниндзя и ниндзюцу.
 
Но так ли это? Давайте разберемся, откуда, как говорится, «растут ноги» у этого безаппеляционного утверждения, повторяющегося слово в слово не только в книгах, но и на многочисленных русскоязычных сайтах и форумах, посвященных японским боевым искусствам в Интернете? (Наберите в поисковике «синоби-кэн» или «синобигатана» и убедитесь в этом сами).
 
Без особого труда человек, который интересовался ниндзя и ниндзюцу в нашей стране, распознают в этой цитате прямое копирование из работы известного у нас в стране «специалиста по вопросам ниндзя» А. Горбылева. Он однажды написал: «Не было такого меча!» - остальные тут же подхватили: «Точно, конечно, не было!»… Хочется спросить у них по этому поводу: «А вы-то откуда знаете? Вы хоть одну из перечисляемых в библиографии А. Горбылева книгу, не то, что читали – в глаза-то хоть видели?»…
 
А в музеях, в которых он, как говорит, побывал и где «и в помине нет прямых мечей», сами были? На самом деле – конечно, нет, а это и смешно, и грустно одновременно.
 
Господина Горбылева может и можно уважать за то, что он выражает свое мнение, основанное на его «исследованиях исторической литературы», но он - отнюдь не «истина в последней инстанции» по этому, да и многим другим вопросам, касающимся ниндзя и ниндзюцу. Но разве у нас это кого-то волнует? Чего проще, процитировал, «присоединился», так сказать, к «мнению специалиста», глядишь, уже и сам «специалистом» стал…
 
Почему такое происходит, спросите вы? Всё очень просто. Ведь из аннотации к книге А. Горбылёва, написанной небезызвестным у нас А. Е. Тарасом мы узнаём, что «…эта книга не оставляет камня на камне от претензий многочисленных самозванцев, причисляющих себя к истинной традиции ниндзюцу…». Другими словами, кто не цитирует Горбылёва – тот жулик и самозванец. А кто ж захочет, чтобы его так называли? Вот и причина…
 
Это неприемлемо. Ниже я постараюсь объяснить свою точку зрения по этому вопросу.
Итак, об аргументах моих уважаемых оппонентов.
 
Самым смешным из всех является тот «убойный» аргумент, что «прямой меч ниндзя – это выдумка испанских или тайваньских оружейников, выпускающих его сувенирные аналоги». Но подумайте сами, уважаемые, чем это вдруг обусловлено подобное производство? Упрощением последнего? Отнюдь. Эти же самые испанцы или китайцы выпускают и обычные (имеется в виду форма клинка – прим. авт.) тати, катана, вакидзаси и танто методом штамповки сотнями тысяч экземпляров. Что стоило бы им вставить клинок короткого меча в длинные черные ножны, насадить утяжеленную квадратную гарду и намотать побольше сагэо, назвав все это изделие «меч ниндзя» - ведь именно таким, и только таким, по вашему утверждению, было оружие «ночных демонов», и не выглядеть при этом болванами перед всеми поклонниками боевых искусств? Незнанием вопроса – дескать, «там такие лопухи сидят, что откуда они вообще могут что-то знать о ниндзя»? Полная ерунда. Где-где, а уж на Тайване точно информации побольше, чем у нас - и по вопросам восточного оружия вообще, и оружия ниндзя в частности, да и Япония, собственно, недалече… Больной фантазией? Ну, это как раз, скорее по части господина Попенко, с его «голубыми клинками Тогакурэрю», а не изготовителей экзотических сувениров…
 
Объясните, пожалуйста, мне и другим, зачем испанцам или китайцам вообще что-то придумывать, когда у них наверняка есть с чего копировать, а? Когда найдете объяснение, обязательно напишите, уж очень хотелось бы знать, с чего вдруг фантазия может подобное порождать…
 
Но нет! Наши «японознавцы», которые мнят, что они японцы больше, чем сами японцы, конечно, лучше всех разбираются в вопросах оружия средневековых лазутчиков Японии. Куда там каким-то испанцам или китайцам, а тем более, отечественным поклонникам ниндзюцу! У нас достаточно человеку съездить в Японию на недельку-две и все: его авторитет непререкаем. Если, к тому же, он еще и японский язык знает, засыпая всех сотнями никому ничего не говорящими именами, названиями и терминами, то тогда вообще не смейте даже слова поперек шепнуть… Одно слово – С П Е Ц И А Л И С Т !
 
А людей, живущих в Японии постоянно или обучающихся там не один год можно сразу сбросить со счета – действительно, кто они такие, чтобы разбираться в оружии ниндзя? Не знают, конечно, не знают, о чем пишут, дилетанты несчастные! Лишь наша земля способна время от времени порождать «специалистов по восточному оружию экстра-класса». Они безудержно «сдирают» информацию из переводов книг (и хорошо, если с японских, но чаще всего, из альбомов для коллекционеров японских мечей и описаний музейных экспозиций) и интернет-ресурсов, при этом живьем, в лучшем случае, подержав в руках офицерский «гунто» ( 軍刀 ) времен Второй Мировой, но, важно раздуваясь и чуть не лопаясь от чувства собственного превосходства над «серостью» читателей, с упоением перечисляют десятки видов изгибов лезвия, узоров хамон и других деталей клинка, почти ни о чем не говорящих читателю, который испанскую «поделку», и то не всегда видел…. Но это, к собственно нашему вопросу не относится, так что давайте вернемся к фактам.
 
Вот, например, такой «малозначительный» факт. В своей статье (а также главе книги «Когти Невидимок», посвященной мечу ниндзя) А. Горбылёв писал примерно следующее: «Когда я был в Японии, ни в одном музее ниндзя я не видел  прямых мечей»…
Заявление очень интересное, особенно с учётом того, как дружно его подхватили наши «знатоки».
Не знаю, что, где и как рассматривал в музеях Ига и Кога вышеозначенный историк, но я ничего писать по этому поводу не стану, а просто приведу две фотографии – одну из музея Ига ниндзя, а другую – из музея Кога. Как говорится, смотрите сами, если раньше не видели…
 
Музей в Ига:  Мечи ниндзя.
Музей в Ига: Мечи ниндзя.  
 
Музей Кога: Как ни странно, мы снова видим ПРЯМОЙ меч ниндзя…
Музей Кога: Как ни странно, мы снова видим ПРЯМОЙ меч ниндзя…
 
Думается, А. Горбылев по этому поводу напишет что-то вроде: «В экспозициях музеев Ига и Кога, в угоду западным туристам, воспитанным на фильмах «Американский ниндзя» или «Месть ниндзя», выставили современные реплики «прямых мечей ниндзя», но на самом деле их не было и быть не могло, и поэтому я их и не увидел». По принципу «Этого нет, потому что не может быть никогда»…
 
Или еще. На одном форуме я встретил вообще «сногсшибательное» замечание о том, что «надо не путать синобигатана и ниндзя-то», хотя это – одно и то же слово, только прочитанное по-разному -忍び. Как известно, существует кунное и онное прочтение иероглифов, но зачем это надо знать некоему «мастеру ниндзя» с ником «Асато»?
Но это ладно. Дальше – больше.
 
Ведь наши горе-знатоки пошли еще дальше – есть и такие, которые утверждают, что в Японии вообще не было прямых мечей! Большей глупости снова придумать невозможно, так как на протяжении всей истории Японии там были прямые мечи. Начиная с пресловутого кэн ( 剣 ) - древнего обоюдоострого меча японцев и кончая ритуальными мечами попеременно то ругаемых, то восхваляемых ямабуси.
 
Прямой обоюдоострый японский меч (кэн).
Прямой обоюдоострый японский меч (кэн).
 
Этих мечей в Японии множество и, кстати, их «реплик» также… Можно было бы разместить здесь огромное количество фотографий мечей, чьи клинки абсолютно прямые, причем, как сравнительно новых (XIX века), так и весьма старых (XVI века), но я не стану этого делать по одной простой причине – кто захочет, и сам сможет их без труда найти в Интернете. Кому интересно, ссылки на подобные клинки где-то уже выложены у нас на форуме. Так что стиль «тёкуто» (直 刀), то есть «прямой меч», как с обоюдоострой, так и с односторонней заточкой как был, так и имеет место быть – и это еще один неопровержимый факт. Особенно хорошо это видно при ближайшем рассмотрении скрытого в палках разной длины оружия – так называемого «синоби-дзуэ» («посоха шпиона»)… То, что ниндзя часто маскировались под ямабуси или буддистского священника (суккё) с посохом (что как раз и предполагает использование скрытых прямых клинков с присущей для них техникой) – наших «исследователей» мало волнует. Главное – развенчать и опровергнуть!
 
Однако, даже без этого факта, в коллекциях европейцев (!) можно встретить типичные синоби-кэн ( меч ниндзя - ) или ниндзя-то (синоби-гатана)  (忍び) с присущими именно для этого вида оружия атрибутами – короткий (по сравнению с обычным катана) прямой клинок, удлиненные ножны, заостренные с конца, квадратная гарда…
Вот, к примеру, фотография меча ниндзя, которому около 310 лет… (Фото из одной немецкой коллекции, опубликованное в журнале «BudoInternational» в статье, посвященной мечу ниндзя – прим. авт.). Ничего это вам не напоминает, уважаемые знатоки, безапелляционно утверждающие, что у ниндзя не было и быть не могло прямых мечей?
 
А чтобы вы сказали, увидев клинок сикоро-гатана, представляющий ни много, ни мало… пилу, вставленную в оправу меча? Бред? Отнюдь! В коллекции М. Хацуми имеется и подобный экземпляр, которому также немало лет (см. фото ниже – кадры из фильма «Ниндзя бикэн»):
 

 Ниндзя бикэн    

Представить себе, что мастер Хацуми сам сидел и портил напильником обычный меч, изготавливая «новодел», например у меня не хватит фантазии… А у вас?
Я привел здесь этот пример только для того, чтобы показать не в меру разошедшимся «знатокам», что при желании очень легко можно найти и фотографии, и описания именно такой формы меча ниндзя, естественно, не исключая при этом и другой его формы (возможно, и более распространенной, - к сожалению, статистических данных о том, какую форму меча предпочитал тот или иной ниндзя, у нас нет – прим. Авт.) – такой, какой в частности является форма ниндзя-то (), приведенного в книге М. Хацуми «Ниндзюцу – история и традиции»:
 
фото ниндзя-то из книги Масааки Хацуми «Ниндзюцу – история и традиции» рисунки из книги А. Горбылёва «Когти невидимок»
Слева: фото ниндзя-то из книги Масааки Хацуми «Ниндзюцу – история и традиции», справа – рисунки из книги А. Горбылёва «Когти невидимок», о которых он сам пишет так: «иллюстрации для книги подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по ниндзюцу и другим будзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн»… Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными». Думается, подчеркивать квалификацию художников не следовало – так нарисовать мог бы и десятилетний парнишка при помощи карандаша и копирки, не говоря уже о том, что стоило бы написать о том, откуда в действительности взяты почти все рисунки за подписью А. Астафьев… Но ведь Хацуми, по мнению А. Горбылева, не ниндзя, так о чем речь!...
 
Но вместо того, чтобы написать, например, так: «мне не встречались мечи такой формы, я не видел их, не встречал их описания, и поэтому, как мне кажется, таких мечей могло и не быть», эти специалисты тут же бросаются кого-то критиковать, развенчивать и делать это все с эдакой иронической издевкой типа «о чем вы, дурачки, пишете, ведь Я написал, что этого нет, значит – нет!»…
 
Еще «аргумент», приводимый против существования какого-то специфического синоби-кэн… неудобство ношения и использования подобного меча! Или того, что такой меч «легко распознает контрразведчик» (Такая «гениальная» мысль высказана в книге «Японский меч. Десять веков совершенства»), буде ниндзя начнет прогуливаться с прямым мечом за поясом (или за спиной) у него перед носом…
 
А как насчет вот такой формы меча, который также выставлен в экспозиции музей Кога-ниндзя, что, по вашему мнению, о нем сказал бы пресловутый «контрразведчик»:
 
музей Кога-ниндзя 
Этот образец инструмента ниндзя вообще представляет собой некий удлиненный кабутовари, и что? Снова «новодел»? А меч ниндзя – это «короткий изогнутый меч в длинных ножнах»?...
 
На самом деле ношение и, уж, тем более, применение прямого меча ничуть не менее удобно или неудобно, чем изогнутого – все зависит от привычки и личных приоритетов его хозяина. Более того, прямых мечей, которыми пользовались самураи, было полным полно, что можно увидеть на многочисленных гравюрах, посвященных самураям того периода – и совершенно неясно, какое «подозрение» может вызвать та или иная форма меча, заткнутого за пояс… А использовать прямой меч в семи техниках сагэо (шнура, намотанного на ножны), описанных в «Бансэнсукай», вообще намного удобнее: к примеру приставлять меч к стене как ступеньку или выставлять ножны вперед для «прощупывания» пространства…
 
Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Ниндзя 1460-1650».
Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Ниндзя 1460-1650».
 
 
Так что насчет контрразведчиков – это вообще-то чушь полная.
 
Ведь речь не идет о «личинах» сити хо дэ: когда ниндзя изображал из себя самурая, монаха или торговца, он в обязательном порядке был обязан копировать образ в мельчайших подробностях, включая и одежду, и оружие. И здесь, конечно же, ни о каких специфических инструментах, бросающихся в глаза, речь не могла вестись в принципе – если самурай, то с дайсё, если торговец – то с танто или айгути… Другой вопрос, что могло скрываться под обычным с виду мечом или ножом. Но ведь речь об этом сейчас не идет. Так не думают ли уважаемые авторы «исследований» истории японского оружия, что ниндзя разгуливал в толпе среди бела дня в черном балахоне и маске с прямым мечом за спиной? Кто же тогда фильмов из Гонконга и Голливуда пересмотрел, если подобные идеи в голову лезут?
 
Больше всего разговоров почему-то ведется о ношении меча за спиной.… Каждый «специалист» обязательно напишет о том, что «ниндзя меча за спиной не носили» – это, де и «неудобно», и «кувыркаться так нельзя» (такой пассаж я встретил у Гвоздева) и т.п. Все правильно. Для чего писать и так всем (или не всем?) понятные вещи? Тем более, что носить и использовать меч – вещи, согласитесь, разные.
 
Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Ниндзя 1460-1650»
Попробуйте повиснуть на стене, тесно прижавшись,
перед этим засунув меч за пояс…
(Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Ниндзя 1460-1650»).
 
Все японские воины носили мечи. Носили такие мечи, которые им наиболее подходили или больше нравились: длинные, очень длинные, короткие, изогнутые, прямые или почти прямые… Эти мечи доставались им в наследство, ковались на заказ или были куплены готовыми, получены как трофей, вручены в подарок или как награда…
Носили меч так, как хотели – в руке, за поясом, за спиной, на плече (естественно, когда положение мечей не регламентировалось определенной ситуацией, например, в гостях, на приеме у господина и т.п.).
НИКАКИХ СТАНДАРТОВ В ФОРМЕ, ТИПЕ, ДЛИНЕ ИЛИ ТОЛЩИНЕ МЕЧА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО. БЕССПОРНО, ЕСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ТИП ЯПОНСКОГО МЕЧА – НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО!
ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ МЕЧА – НО ЕСЛИ МЕЧ ВОИН НЕС В РУКЕ, НА СПИНЕ ИЛИ НА ПЛЕЧЕ – ЭТО НЕ ВЫЗОВАЛО НИКАКИХ ВОЗРАЖЕНИЙ ИЛИ ПОДОЗРЕНИЙ НИ У КОГО!
 
Тем более, мечи, которые использовали ниндзя. Конечно, можно допустить, что в основной массе они пользовались укороченной версией обычного катана, но их страсть к усовершенствованию, универсализации и насыщению своих инструментов дополнительными свойствами вполне (и даже наверняка) могла породить такой многофункциональный инструмент, как ниндзя-то. Длина, изгиб, толщина и ширина клинка, также как длина ножен и шнура, размер гарды и др. – сугубо личное дело самого ниндзя, использовавшего меч. Ниндзя ломал любые «стандарты» и, наоборот, стремился «удивить» сюрпризностью применения своих врагов. И это – факт.
 
И не надо умничать, вторя «авторитетному» мнению одного-единственного исследователя – сами можете легко попасть впросак. А хотите что-то написать – так приложите хоть чуть-чуть усилий для этого, а не просто «присоединяйтесь»…
Обо всем этом и о многом другом, что касается различных типов мечей и их использования, как самураями, так и ниндзя, читатель сможет узнать из книги, которая, выйдет в свет в самом ближайшем будущем и будет целиком посвящена теории, технике и методике использования мечей, изучаемых в Будзинкан будо нинпо. Кроме того, вскоре мы планируем разместить на сайте «виртуальные» экскурсии по музеям ниндзя Ига, Кога и Тогакурэ, а также фото некоторых других интересных мест, напрямую связанных с историей ниндзя. Думаю, это будет интересно всем, кто действительно интересуется изучением ниндзюцу в нашей стране. Успехов и удачи всем вам!
 
 демонстрация техники Будзинкан в Японии, март 2005 г
Фото, сделанное на демонстрации техники Будзинкан в Японии, март 2005 г. Прямой меч против камаяри традиции Кумогакурэ-рю – как видите, зубья этого копья загнуты внутрь (как у багра), а не наружу (как у вил), что также противоречит общепринятому мнению о том, как должно было выглядеть это оружие… Может, поспорим еще и об этом факте, если больше нечем заняться J



Другие публикации
    - Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
    - Секреты Будзинкан - шаг за шагом
    - Ниндзя - кто они?
    - Последние ниндзя
    - Учебный план наёмных убийц
    - Прыжок в сверхъестественное
    - Мои впечатления от Украины
    - Синкэн - живой клинок
    - Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
    - Краткая история ниндзюцу


Вернуться на страницу просмотра списка публикаций


Поиск


Cобытия, Новости
04/08/18 В продаже с 27 июля 2018 г. книга Иваки Хидэо "Тэнсин корю кэмпо. Хассун хисиги дэнсё"

19/12/17 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Нинки хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

09/10/15 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Ёнин хэн"

04/03/14 В продаже с 27 марта 2014 г. книга Иваки Хидэо "Асаяма Итидэн рю тайдзюцу дэнсё"

все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
27-29 апреля 2018 г. , Тема: "От кихон хаппо к иккэн хассо: Синдэн Фудо рю тэн-но ката". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

24-25 марта 2018г., Тема: Гэндай Госиндзюцу - современная самозащита. Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: г. Минск (Беларусь)

3 марта 2018г. з 13:00 по 15:00, Тема: Вебинар-9. Важные аспекты ниндзюцу – самозащита и выживание., Место проведения: Интернет

9-11 февраля 2018 г. , Тема: Семинар "Такаги Ёсин рю Сёдэн-гата омотэ и ура". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

12-14 января 2018г., Тема: Танто дзюцу. Маврин А.Л. (10-й дан), Место проведения: г. Брест (Беларусь)

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!